Создано:

Промышленные полы

Понятие промышленные (или индустриальные) относится к любым видам полов, которые характеризуются:

  1. большими площадями;
  2. узкой функциональной направленностью;
  3. необходимостью в противостоянии ежедневному негативному влиянию (химический и / или физический износ)

Таким образом к промышленным относятся бетонные и полимерные полы паркингов, супермаркетов, аэропортов, торгово-развлекательных, спортивных центров, промышленных предприятий и разного рода режимных учреждений. Это полы, по которым проходят и/ или проезжают миллионы ног / автомобилей в день, которые постоянно загрязняются уличной грязью или едкими химическими субстанциями, после чего тщательно моются химическими очистителями; которые являются частью движущихся платформ или покрытий, испытывающих регулярные удары и прочие динамические нагрузки.

Самым распространенным видом промышленных полов являются бетонные полы с упрочненным верхним слоем из-за их относительной «дешевизны» в сравнении с полимерными видами покрытий и керамики. Причина более низкой стоимости заключается в том, что укладка бетонных полов является как бы завершающим этапом процесса устройства пола по бетонному основанию. Т.е. черновое основание (и слои до него в случае 1-го этажа), финишное покрытие «укладываются» в один технологический цикл, в котором придание промышленному полу высоких эксплуатационных характеристик выполняется с помощью упрочнения бетонного пола сухими смесями на стадии его устройства.

Применение полимерных покрытий промышленных полов предпочтительнее на предприятиях пищевой и химической промышленности в силу того, что они имеют повышенную стойкость к разрушающему действию химикатов. Выполняются они по структурно прочному сухому и ровному (спустя 21 день после литья) бетонному основанию. В подавляющем большинстве случаев используются полимерные покрытия на основе эпоксидных или полиуретановых смол. «Ультра» прочные эпоксидно-полиуретановые и одни из самых дорогих видов полов укладываются в помещениях с регулярными динамическими нагрузками (подвижные платформы).

Главной проблемой полимерных толстослойных (или наливных) покрытий является адгезия к бетонному основанию. Для ее обеспечения бетонная поверхность обрабатывается дробеструйными установками. Дробеструйная обработка бетона позволяет получить равномерно шероховатое основание, значительно увеличивая площадь сцепления полимера и бетона, удаляет пленку цементного молока и обнажает зерна наполнителя бетона, чем также улучшает адгезию.

Тонкослойные полимерные покрытия недолговечны и, как правило, применяются в качестве меры ремонта поверхности начавших разрушаться бетонных полов или внепланового ремонта пола с отщелкнутой керамической плиткой. Так называемые окрасочные (тонкослойные) покрытия часто используются в супермаркетах и торговых центрах и по этому признаку их тоже можно отнести к промышленным полам.

Бетонные полы в качестве промышленных в основном выбираются в паркингах, складских помещениях, т.е. местах характеризующихся регулярным появлением пыли и грязи, терпящим и постоянное движение колес (автомобилей) и «нагруженных колес» (автопогрузчиков и грузовиков); местах, где нет химикатов, но можно несколько пренебречь эстетикой (хотя отшлифованное и отполированное бетонное покрытие успешно «соревнуется» с полимерным не только по показателям долговечности). Благодаря включению в верхний слой упрочняющего материала, индустриальные бетонные полы характеризуются в 1,3 - 1,5 раза большей прочностью (нежели полы без упрочнителя), в 3 - 4 раза меньшим пылеотделением.

Итак, бетонные промышленные полы могут применяются в помещениях, где будут подвергаться следующим воздействиям:

  • движения безрельсового транспорта (автомобилей, автопогрузчиков, электрокаров, и т.п.);
  • движения телег на металлических колесах, перекатывания круглых металлических предметов (колес, бочек и т.п.);
  • ударов при падении с высоты одного метра твердых (металлических, каменных) тел массой до 20 кг, распределенным по площади (сбрасывание грузов с автомобилей, случайное падение и т.п.);
  • ударов и царапания во время работы острым инструментом (сгребание лопатами, волочение твердых и острых тел и т.п.);
  • минеральных масел, жирных эмульсий и органических растворителей;
  • нагрева до температуры до 100°С;
  • водного потока низкой интенсивности и растворов нейтральной реакции (имеется в виду мытье с использованием очистителей).

Полимерные покрытия предпочтительнее применять в тех помещениях, где полы подвергаются такому:

  • производству с использованием кувалд и ломов (обработка изделий из металла и т.п.);
  • наличию требований к непроводимости тока и безыскровости;
  • воздействию кислот, их растворов и солей, в независимости от количества и интенсивности их воздействия.

Процесс устройства бетонных промышленных полов начинается с разбивки площади основания на «карты» (участки размером 4х4 м) с целью избежать бесконтрольного растрескивания во время усадки бетона и образования незапланированных холодных швов. Далее поверхность армируются и заливается бетонной смесью марок М300 (В 22,5) или М350 (В 25) (соответствующая ГОСТ 7473-94). Для приготовления бетона используются портландцементы марки М500, щебень (гранитный) фракции 5-10 / 5-20, песок (речной), водопроводная вода.

Перепад высот готового основания не должен превышать 3 – 5 см; в противном случае его необходимо выровнять подбетонкой из более низких марок бетона М 150 либо М 200.

Рекомендуемая толщина бетонного пола по новому основанию должна составлять не менее 150 мм; по существующему бетонному основанию – 100-120 мм. Амирование делается с помощью сетки из арматуры или фибры.

Холодные швы (или т.н. «рабочие» образуются когда литье бетона прерывается более чем на 3 часа при температуре окружающей среды 20оС) должны соответствовать границам «карт»; т.е. строительная бригада должна запланировать заранее остановку работ и не в коем случае не прекращать их в середине нарезанных участков.

На следующем этапе залитый бетон уплотняется при помощи виброрейки. После полимеризации поверхность бетона тщательно шлифуется. Эта стадия очень важна, так как от качества шлифования зависит чистота и гладкость верхнего слоя пола, что прямо пропорционально влияет прочность промышленного пола в целом.

Далее пол необходимо упрочнить. На этом этапе бетонные полы покрываются специальным топпингом (в чей состав обычно входят портланд цемент, пигменты, красители, наполнители и т.п.), который собственно и придает промышленному полу его эксплуатационные и эстетические характеристики. Топпинг (либо упрочнитель) представляет собой смесь, на порядок увеличивающую прочность и износо- и ударостойкость бетонного пола, во много раз сокращая абразивный износ бетона. После укладки топпинга полу не требуется дополнительная отделка.

В зависимости от вышеупомянутой функциональной направленности промышленных полов состав их упрочнителей (топпингов) может быть различным: например, для полов, рассчитанных на большие механические нагрузки, рекомендуется подбирать топпинг с содержанием нержавеющих металлических частиц (т.н. металлической фибры). В случае отсутствия значительных физико-механических нагрузок можно использовать упрочнитель с содержанием кварцевых и корундовых добавок, и волокон. На выбор топпинга для промышленных полов, влияют условия окружающей среды, в которых осуществляется заливка бетонного пола. Например, внутри помещения с высокой влажностью нельзя добавлять в финишный слой металлическую крошку.

После того как пол упрочнен, производится нарезка деформационных швов. Делается это для с целью избежать появления неконтролируемых трещин, которые могут возникнуть во время эксплуатации промышленных полов.

Всего при устройстве промышленного пола (от начала работ до готовности) получается три вида деформационных швов, устройство и обработка и способ герметизации которых заранее предусмотрен в проекте (изменения по поводу размера шва и материала, которым он должен быть заделан, возникающие по ходу выполнения работ должны быть согласованы с проектантом). От правильности устройства карты деформационных швов (и их герметизации) зависит то, получится ли промышленный пол вообще. Ошибки могут «вылезти» уже спустя месяц после окончания работ в виде появления «кривых» многочисленных трещин в непредусмотренных местах.

  • Изоляционные швы делаются по периметру стен и вокруг колонн для того, чтобы исключить распространение деформации с конструкции здания на бетонную стяжку (являющуюся основанием промышленного пола). Выполняются эти швы еще до заливки стяжки посредством прокладывания герметизирующих материалов вдоль примыканий стен и колон.
  • Усадочные швы предусмотрены для предотвращения хаотичного растрескивания бетона во время его полимеризации (и, как следствия – усадки) и производятся после финишной обработки (упрочнителем) бетонного пола. Нарезаются швы глубиной, равной 1/3 толщины стяжки (по свежему бетону глубина должна быть меньше) и «искусственно» создают в стяжке слабые зоны; и в случае возникновения трещины, она идет в заданном направлении именно в этом ослабленном участке, после чего легко устраняется. Нарезаются усадочные швы в направлении по осям, «проведенным» к касательным колон и стыкуются с углами, образованными изоляционными швами (по периметру колон); т.о. карты усадочных швов, как правило, соответствуют аналогичным участкам, «нарезанным» на стадии разметки для бетонирования промышленного пола. Получившиеся участки (вновь образованные «карты») должны по форме стремиться к квадратам или прямоугольникам, но ни в коем случае не принимать «г-образную» форму, не иметь ответвлений. В узких проходах расстояние между поперечными швами должно быть равным ширине прохода. Длина отдельно взятого участка может превышать ширину не более чем в полтора раза. В центре бетонных дорожек шириной более 300-350 см должен проходить продольный шов. Если бетонирование осуществляется на открытом пространстве (на улице), то расстояние между швами должно быть не более 3-х метров во всех направлениях.
  • Конструкционные швы выполняются там, где была закончена работа в дневную смену. Форма края бетона, по которому будет проходить конструкционный шов делается по принципу «шип-в-паз» при помощи реек. Рейки устанавливаются в середину тела стяжки; их основания смазываются битумом для возможности свободного перемещения по стяжке. Конструкционные швы работают по тому же принципу, что и усадочные – позволяют небольшие горизонтальные подвижки в бетоне (но не вертикальные, т.е. в глубь стяжки). Желательно, чтобы конструкционные швы совпадали с усадочными.

После окончания работ бетонные промышленные полы покрываются силером – специальным раствором полимеров (пропиткой) для обеспечения правильного созревания и обеспыливания поверхности полученного бетонного основания. Делается это для увеличения твердости, и износостойкости поверхности бетонного пола. Полимерная пропитка является материалом, проникающим вглубь бетона, а не образующим пленку, что делает невозможным повреждение и истирание бетонной поверхности во время эксплуатации.

Во многих торгово-развлекательных центрах можно встретить полы из керамической плитки. У этого материала два существенных недостатка: он относительно недолговечен и весьма скользкий в мокром состоянии. Однако плитка в сравнении с предыдущими вариантами промышленного пола дает «свободу действий» для творчества. Причем получаемые дизайнерские изыски обходятся значительно дешевле нежели аналогичные варианты с наливными покрытиями.

В спортзалах и современных открытых детских площадках часто можно встретить полы из мягкого полиуретана, или штучных изделий (мягких плит из того же материала). Главной целью таких промышленных полов является предотвращения травм при падениях или сотрясений во время прыжков и бега.