Создано: - Изменено:

Отделочные работы

Что собой представляют отделочные работы?

Пожалуй, нет более обширной темы для обсуждения, нежели тема выполнения отделочных работ (или дизайна) в полностью готовой коробке здания/ дома / коттеджа. Говорят, что с началом отделочных работ «строительство только начинается». Что не лишено смысла: поскольку правильно построенная коробка со всеми инженерными коммуникациями и дополнительными сооружениями создает базовый комфорт, а вот разумная наружная и внутренняя отделка (дизайн экстерьера и интерьера) должна стать завершающей точкой формирования домашнего уюта и внешней презентабельности сооружения.

Технологии, материалы и способы выполнения отделочных работ развиваются не менее динамично, нежели компьютерные технолоногии. К слову, последние дают возможность увидеть свой будущий коттедж (с прилегающей территорией) или квартиру снаружи и изнутри в деталях (с предложенными спецификациями по используемым материалам) еще до того как вырыт котлован. Такая услуга называется 3D-визуализацией (и часто предшествует внутренним и наружным отделочным работам). Предоставляют ее многочисленные мелкие и средние архитектурные и проектные бюро (наряду с техническим обследованием и проектно-изыскательскими услугами), а также частные предприниматели и фрилансеры, занимающиеся дизайном интерьеров /экстерьеров / ландшафтным дизайном.

На какой стадии строительства начинаются отделочные работы?

Из вышесказанного очень четко прослеживается взаимосвязь между дизайном и ремонтно-строительными работами. И это не удивительно, ведь, "по существу" , практически во все «модули» дома дизайн закладывается непосредственно во время строительства / устройства (ремонта). Самым простым и «бросающимся в глаза» примером могут послужить окна, кровля, оформление дверных проемов (их, форма, размер, материал, следование определенному стилю): белые пластиковые стеклопакеты или стеклопакеты сделанные под натуральное дерево в квадратных или «арочных» проемах; кровля из битумной черепицы с 3d-эффектом или из натуральной, специально (визуально)с состаренной, двустворчатые двери или раздвижные и т.п. Да сам материал коробки во время строительства может придавать «готовому изделию» дизайн; уникальным тому примером является сруб, который и внутри и с наружи одинаковый. И таких интересных, а иногда и интригующих примеров можно привести очень много (особенно это касается дизайна интерьера). И если в былые времена с натяжкой, но можно было обозначить набор преобладающих характеристик того или иного строительного стиля в несколько объёмных понятий - романский, барокко, техно, минимализм и т.п. (стиля классика, по мнению автора этой статьи вообще существовать не может, так как исходя из определения этого слова, классикой в определенное время и при определенных обстоятельствах может стать абсолютно любой стиль строительства и отделки ). Каков же должен быть современный строительный дизайн (или, если хотите – результат «ремонтно-строительных и отделочных работ)?

Попробуем выбрать несколько критериев успешного дизайна интерьера / экстерьера:

1. Сделанный подробный чертеж в Автокаде (или подобном ПО) – 70%-ая гарантия того, что ваше будущее помещение / экстерьер / усадьба будет удобным и красивым. Экспликация должна содержать подробное описание, начиная с используемых материалов для строительства и заканчивая указанием, например где именно в помещении будет расположен диван, компьютер и т.п. Все размеры указываются точно. Будущая 3D-визуализация должна быть обязательно к ним привязана.

2. Не стоит начинать дизайн помещений с визуализации. Красивая картинка, которую можно посмотреть с любого угла, пусть даже она наполнена мельчайшими подробностями со слов заказчика, не может дать даже 50-ти процентной гарантии на то что все будет смотреться также красиво в реальности, если на руках у дизайнера нет чертежей и экспликации из эскизного проекта и он никогда не видел собственными глазами обустраиваемый участок.

3. Дизайн должен быть целевым и обязательно соответствовать требованиям, выдвинутым проектом. Эти требования не должны ни в коем случае нарушаться в угоду творческому порыву (даже заказчика), поскольку подобные нарушения могут привезти к печальным последствиям, и домочадцы или посетители будут испытывать сильнейший дискомфорт (и очень часто на подсознательном уровне), желая побыстрее покинуть помещение, в котором находятся. Хорошим примером служат магазины, в которых "перестарались" с освещением: проектант предусмотрел светильники расчетной мощности, которая не «давит на мозг» и не искажает цвет выставленного товара, в то время, как у заказчика или нанятого им дизайнера было иное мнение на этот счет и в помещение повесили красивые, мощные (или просто в большом количестве) светильники «по последнему писку», приковывающие глаза одной части покупателей к потолку, а другую – откровенно приводящие в раздражение из-за невозможности увидеть настоящий цвет того за чем пришли в магазин. В результате заказчик теряет своих клиентов из-за плохой внутренней отделки (в данном случае - освещения).

4. Экономить на дизайне нужно там, где это допустимо. Например, если решено в целях экономии не делать рабочую поверхность из керамической плитки на кухне, и оставить кусок стены над плитой и мойкой в таком же виде, как и над обеденным столом (оклееным обоями), то такая отделка этой рабочей поверхности испортится от постоянного увлажнения и жирового загрязнения, в результате чего «экономист» заплатит двойную цену за ремонт тех мест, на отделке которых он сэкономил.

5. При выполнении отделочных работ соблюдение необходимого функционала в помещении и снаружи должно быть первостепенной задачей, а соответствие модным тенденциям дизайна - отодвигаться на второй план. Например, пожарный выход из помещения должен располагаться в том участке здания, где люди будут иметь к нему доступ и возможность эвакуироваться. Ступени лестницы должны быть отделаны противоскользящими накладками или иметь искусственные борозды на поверхности и т.п.

6. Дизайн интерьера, экстерьера должна быть гармоничной и понятной (стиль отделки должен соответствовать назначению помещения). В спальнях не должно быть ярко красных стен, а в санузле - зеркальных дверей: и то и другое негативно влияет на психику, поскольку вносит сумятицу в "восприятие пользователя" этих помещений. Есть конечно исключения, но они приемлемы только для определенных типов помещений, где человек, как правило, не находится в течении длительного времени (рестораны, некоторые отели).

7. Дизайн и отделка должны соответствовать естественной логике. К примеру, если дверь в очередную комнату открывается вправо и внутрь, то и выключатель света в этой комнате должен располагаться справа и на досягаемой высоте. Часто встречается ситуация, когда в кромешной тьме надо сначала войти, закрыть за собой дверь, а только потом начать безуспешные поиски расположенного слева выключателя). Двери должны открываться таким образом, чтобы посетители не «прибили» ими друг друга; если делается ремонт в квартире (доме), где скоро будут маленькие дети, у мебели не должно быть острых углов, и нужно использовать минимум стеклянных элементов; штукатурка для внутренних отделочных работ не должна ложиться «причудливыми» завитками, которые невозможно помыть (не оставив на ней «части тряпки») и т.п.; ну и «самое смешное» - доступ к розетке не должен быть перекрыт шкафом.

8. Материалы, используемые для отделочных работ должны использоваться строго по назначению: для наружного применения - снаружи, для внутреннего - внутри. Это же утверждение справедливо по отношению к тем материалам, которые производятся узкоспециализированными для выполнения конкретных функций (и не должны применятся не по назначению); а также – для специальных сооружений и помещений, отделка которых должна жестко соответствовать принятым нормам безопасности. Вопиющим примером нарушения является устройство теплоизоляции промышленного рефрижератора экструдированным пенополистиролом со стандартным показателем горючести (Г4), когда по нормам пожарной безопасности такая теплоизоляция должна производится материалом со степенью горючести Г1. Такие отделочные материалы как краски, эмали и пр. для наружного применения (которые в своем составе содержат не только горючие вещества, но и ароматические органические соединения, вредные для вдыхания) очень часто стоят дешевле тех, что могут использоваться внутри помещений. К сожалению, довольно часто (да в общем, то «через одного») можно встретить строителей и дизайнеров выполняющих отделочные работы в соответствии с проектом и с соблюдением всех норм по безопасности (по отношению к природе и человеку) только в том случае если этот проект – их собственный дом; что уж говорить о не понимающих в отделке «экономах-обывателях» красящих собственные квартиры краской для лодки и утепляющих кухни и балконы пенополистиролом изнутри (от интенсивного и постоянного нагрева этот материал выделяет канцероген). Даже если считается, что, к примеру, битумная мастика на уайтспирите (или бензине), нанесенная в качестве гидроизоляции внутри жилого помещения, которое после этого в течении двух недель интенсивно проветривалось (что маловероятно) условно допустима, это на самом деле не так. Не смотря на то, что в первые дни во время высыхания материла выветривается большая часть летучих «легко отрываемых» ароматических компонентов смеси. Остаток вредной органики еще долгое время будут вдыхать «счастливые новоселы». Кстати, к слову, сами производители битумных мастик не рекомендуют использовать ее даже для гидроизоляции помещений спортзалов, где основная масса людей находится как правило не более 45 минут.

9. Все этапы строительства, начиная с проекта и заканчивая отделкой должны быть подчинены глобальной цели сохранения природных ресурсов. Любой адекватный строитель, дизайнер, владелец коттеджа, квартиры, офиса (пусть даже ему нет дела до природы, что в конечном итоге все равно «сыграет с ним злую шутку») должен понимать, что «гипотетический экоград» в первую очередь экономит средства его собственного кошелька, даже если сам строительный процесс на первых парах кажется более затратным. Примером экологически правильного и в тоже время удачного решения по отделке и дизайну решения может быть красивый водосток, дождевая вода из которого переходит в не менее красивый фонтан, а далее используется для полива газона; помещения в которых более жаркую часть дня преобладает солнце необходимо оборудовать маленькими окнами . И наоборот, окна помещений в которые солнце «попадает» только с утра должны быть по больше; в соответствии с количеством дневного света, попадающего внутрь дома должна быть выполнена и планировка (по назначению). Конечно большую часть светового дня человек должен проводить в хорошо освещенных комнатах. Исходя из этого и планируется интерьер.

Это лишь несколько примеров из довольно простых и не очень (с т.з. дизайна) решений дружественных к человеку и природе проектирования, строительства и отделки.